Анонсы

Новости

Последние публикации

Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы

23.04.2018

Обзор российской экономики за 2017 г. традиционно для Института Гайдара включает анализ широкого круга структурных, институциональных и отраслевых проблем, отражая как конъюнктурные, так и трендовые составляющие социально-экономического развития. При этом 2017 г. характеризуется отчасти противоречащими друг другу тенденциями: переходом экономической динамики РФ в позитивную фазу при возросшей неопределенности, вызванной одновременным ускорением технологических инноваций и ухудшением внешнеполитической конъюнктуры.

Обзоры «Российская экономика. Тенденции и перспективы» издаются Институтом Гайдара с 1991 года, настоящий обзор – это уже 39 выпуск.

Подробнее...

Научный вестник ИЭП им. Гайдара.ру № 3 (121), 2018 Научный вестник ИЭП им. Гайдара.ру № 3 (121), 2018

31.07.2018

Статьи номера: Модельные расчеты краткосрочных прогнозов социально-экономических показателей РФ; Оценка качества краткосрочных прогнозов индексов промышленного производства НИУ ВШЭ. 

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №14(75), Июль 2018 Мониторинг экономической ситуации в России, №14(75), Июль 2018

30.07.2018

Главные темы выпуска: Платежный баланс во II квартале 2018 года: в положительной зоне; Динамика промышленного производства в 1-м полугодии 2018 года: новый пересмотр статистики Росстатом; Индекс адаптации российской промышленности во II квартале 2018 года: нормализация состояния; Регионы России в январе-мае 2018 года: без устойчивого роста.

Подробнее...

 Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России  (Научные труды № 174) Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России (Научные труды № 174)

30.07.2018

Мировой опыт свидетельствует о высокой актуальности развития социального предпринимательства, специфика которого состоит в том, что его основной целью является не получение прибыли, а повышение общественного благосостояния. В условиях кризиса возникает повышенный спрос на мобилизацию всех имеющихся ресурсов и предпринимательство становится одним из основных источников социально-экономической стабильности. В «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства», разработанной Минэкономразвития России, подчеркивается необходимость развития социального предпринимательства как отдельной категории, специализирующейся на производстве продукции и предоставлении услуг в интересах социально уязвимых и малоимущих групп граждан либо создающий рабочие места для таких групп граждан.

Подробнее...

Мониторинг экономической ситуации в России, №13(74), Июль 2018 Мониторинг экономической ситуации в России, №13(74), Июль 2018

12.07.2018

Главные темы выпуска: Денежно-кредитная политика: риски ускорения инфляции увеличиваются; Рост экспорта в январе-мае 2018 г.: не только топливо; Домашние хозяйства переходят к кредитной модели потребления; Миграционные процессы: население России может сократиться.

Подробнее...

7 ноября президент РФ Д. Медведев подписал федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»1.

Во время подготовки закона и его прохождения через Государственную Думу публикации в СМИ (в том числе и сотрудников ИЭП2) подробно освещали проблемы существовавшей системы денежного довольствия (ДД) и пути ее улучшения. Новый закон сохранил ряд недостатков предыдущей системы ДД, а также привел к появлению новых.

Два вопроса связаны с существованием воинского призыва. Первое: как и раньше, у военнослужащих, служащих по призыву (в отличие от военнослужащих, служащих по контракту), отсутствует выплата за воинское звание (ст. 2, п. 3). Зачем тогда «срочникам» присваивается воинское звание? Второе: выплаты на военнослужащих, получивших военную травму и служащих по призыву, в два раза меньше, чем у тех, кто служит по контракту (ст. 3, п. 12). И те, и другие – люди, и нет ответа на вопрос, почему здоровье контрактника дороже здоровья «срочника».

Некоторые положительные изменения, вводимые новым федеральным законом, рождают новые проблемы. В частности, можно согласиться с уменьшением числа надбавок и их приведением к проценту от оклада по должности, но только в том случае, когда это возможно. Существует ряд работ, которые невозможно оценить подобным образом (водолазные работы, прыжки с парашютом и т.п.). Непонятно, как они будут оцениваться с 1 января 2012 г.

Важным недостатком нового закона является большое количество отсылочных норм, т.е. закон определяет, что выплата должна быть, но размер этой выплаты и порядок ее осуществления определяется, в большинстве случаев, Правительством РФ. Проиллюстрировать это можно следующим образом. Одним из основных достижений вновь принятого закона провозглашено увеличение размера ДД в среднем в 2,5–3 раза, а размера пенсий лицам, проходившим военную службу, – в 1,5–1,7 раза3. Однако исходя из текста закона нельзя сделать вывод о таком увеличении, поскольку закон не содержит не только конкретных цифр о размерах ДД военнослужащих, но и не устанавливает никакой привязки размеров ДД к чему бы то ни было (например, к МРОТ или средней заработной плате по стране), что служило бы гарантией размеров ДД, а оставляет все на усмотрение Правительства РФ.

Следовательно, о том, насколько хорош предлагаемый новый федеральный закон о ДД, можно будет судить только тогда, когда появятся законодательные акты, разъясняющие все эти отсылки.

Е.В. Трофимова – к.и.н., старший научный сотрудник лаборатории военной экономики

  1 Федеральный закон РФ от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ. http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d3adf914448102837b.pdf
  2 Цымбал В.И., Приветкин А.А. Провал стратегии социального развития на финансовом фронте // Независимое военное обозрение. 3 июня 2011 г. http://nvo.ng.ru/concepts/2011-06-03/1_proval.html
  3 http://www.kremlin.ru/acts/13394

ranepa/ru   banner vavt