Принято считать, что российские сельскохозяйственные товаропроизводители страдают от недостаточной поддержки со стороны государства. Опубликованный в сентябре 2011 г. обзор Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по сельскохозяйственной политике в странах ОЭСР и развивающихся экономиках в 2008–2010 гг. опровергает это мнение.

Ключевые положения оценки аграрной политики в России экспертами ОЭСР сводятся к следующему1:
  1. С середины 1990-х поддержка сельхозпроизводителей возросла до уровня, превышающего текущий уровень поддержки стран – членов ОЭСР, и составила 22% PSE2 против 20%. Это отражает ужесточение таможенно-тарифной политики на ключевые продукты импорта, а также возросшие бюджетные трансферты в сектор.
  2. Поддержка аграрного сектора за последние 3 года была направлена в основном на импортозамещение. Особое внимание уделялось инвестициям в сектор животноводства и его защите от импорта.
  3. Заданные цели аграрной политики достигались в значительной степени за счет потребителей, а также за счет трансфертов от растениеводства к животноводству. Большая часть поддержки касалась как субсидирования цен и реализации сельхозпродукции, так и покупки ресурсов для производства, что является наиболее искажающими формами поддержки.
  4. Увеличение поддержки аграрного сектора напрямую связано с предоставлением значительной по объемам компенсации по потерям  урожая в 2009–2010 гг. Глобальный экономический кризис 2009 г. и засухи, особенно в 2010 г., привели к дополнительным пролонгациям и реструктуризациям долга. 
  5. Помощь ad hoc, хоть и была продиктована чрезвычайными обстоятельствами, увеличила старые и породила новые риски и проблемы. Реструктуризация долгов по сельскохозяйственным кредитам не только увеличила их объемы, но и породила "спираль" выплаты субсидий по процентам на кредит. Из-за увеличения доли бюджета Госпрограммы, направленной на возмещение процентных субсидий, были уменьшены ассигнования на улучшение земель, устойчивое сельское развитие, сельскую инфраструктуру, консультационные и прочие услуги сельхозпроизводителям3.

На преодоление негативных тенденций направлена новая восьмилетняя Государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции до 2020 г. (Госпрограмма), проект которой в настоящее время активно обсуждается в Минсельхозе России и экспертном сообществе. В варианте проекта Госпрограммы от 29 августа 2011 г.4 ассигнования на мероприятия по улучшению земель и сельскому развитию увеличиваются в 7,5 раз, а на субсидирование процентной ставки по кредитам – менее чем в 2 раза по сравнению с предыдущей Госпрограммой. Расширяется набор мер, наименее искажающих рынок, например, часть субсидий будет распределяться погектарно и на голову скота и не привязываться к производству единицы сельскохо-зяйственной продукции. Однако 41% из планируемых 2 трлн 113 млрд руб. поддержки будет осуществляться через компенсацию стоимости ресурсов и поддержку рыночных цен.

Поскольку действующая Государственная программа по развитию сельского хозяйства, регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия заканчивается в 2012 г. и в настоящее время готовится новая программа, сейчас исключительно благоприятный момент для переориентирования господдержки с субсидирования цен на инвестиции в долгосрочное развитие.

Р.Г. Янбых – к.э.н., ведущий научный сотрудник лаборатории аграрной политики


 1 Agricultural Policy Monitoring and Evaluation 2011: OECD Countries and Emerging Economies. Country chapter: Russia. http://www.oecd.org/document/30/0,3746,en_2649_37401_48714398_1_1_1_37401,00.html
 2 PSE – Producer Support Equivalent – коэффициент поддержки производителей, равный отношению общей государственной поддержки (сумма годовых трансфертов от потребителей и налогоплательщиков сель-хозпроизводителям, вычисленная в ценах производителя) к стоимостной оценке валовой продукции сельского хозяйства без повторного счета. Этот показатель считается универсальным для сопоставительной оценки уровня поддержки сельского хозяйства в разных странах.
 3 Из-за роста переходящих бюджетных обязательств по субсидированию процентных ставок по привлечен-ным кредитам в 2010-2011 гг. более чем в 3 раза были вынужденно сокращены расходы на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
 4 http://www.mcx.ru/documents/document/show/16834.342.htm